Поэтому так важно относится к себе как значимому, достойному, компетентному человеку. Но получается это не всегда. Иногда какие-то обстоятельства, ситуации, отношения способствуют тому, что самооценка занижается. И хотя это тяжело переживается в душе, на самом деле, реакция самооценки на стимулы окружающего мира – это признак адекватности в оценивании себя.
Но бывает и так, что человек недостаточно позитивно оценивает себя не потому, что у него случилась какая-та неудача, а в целом. И даже самые яркие личные победы могут им восприниматься с толикой сомнения: «А это точно мне так повезло?», «А что мне теперь за это будет?», «А вдруг завтра кто-то другой отберет мои лавры?».
Где же искать причины стабильно заниженной самооценки?
- Скорее всего, вас не удивит, что самый значимый фактор формирования самооценки – это отношение родителей к ребенку. В начале своего жизненного пути дети смотрят на себя глазами своих мам и пап. Это позволяет им сформировать представление о том, какое поведение правильное, а какое – крайне нежелательно. Например: если вести себя весело и шумно, папа, уставший после работы, будет ругаться; если из интереса выдавить тональный крем на постель – мама очень рассердится.
И, чтобы не огорчать и не злить родителей, ребенок перестает совершать какие-то поступки.
Но проблема в том, что становясь удобным, беспроблемным для своих близких людей, мальчик или девочка подавляет свои импульсы или даже целые стороны своей личности. Во взрослом возрасте это может снизить уверенность в том, что человек имеет право себя предъявлять хоть каким-либо образом. - Второй фактор тоже связан с отношениями в семье. Когда родители и другие значимые лица не уделяли ребенку достаточно внимания или даже демонстрировали некоторое равнодушие к нему. Они были слишком заняты бытом, хобби, работой, отношениями с другими людьми. Это могло вызвать у ребенка ощущение, что в этом мире все важнее, чем он сам; что любое другое дело интереснее, чем провести время с ним.
- Третий фактор связан с так называемой социализацией. Когда мальчик или девочка выходят за пределы отношений только с родителями и начинают больше взаимодействовать с бабушками и дедушками, воспитателями детского сада, первой учительницей, другими детьми, соседями и т.д.Если данная среда критикующая, нетерпимая, оценивает не поступки, а личность ребенка, наполнена жестким контролем, манипуляциями, угрозами, сравнением – это может сформировать представление, что мир враждебен, люди вокруг опасны и нужно стараться угодить, чтобы не наказали и не отвергли.
- Но, разумеется, далеко не все упирается в детство. Последняя причина заниженной самооценки – школьная травля. Если ребенка/подростка дразнили, притесняли, унижали, оскорбляли, отвергали, это все могло повлиять на его представления о себе и оставить глубокий след в душе.