
Поэтому тем или иным способом маленький человек показывает родителям, чего хочет, что его тревожит, на что он злится. Но не всегда родители могут определить, что скрывается за некоторыми эмоциональными реакциями и поступками. И чувствуют бессилие, раздражение или злость. «Да, что же ты вытворяешь?», «Ты зачем так себя ведешь?», «Чего ты добиваешься этим?». Попробуем разобраться.
Прежде, чем перейти к анализу, замечу, что все дети индивидуальны. Приведенный ниже материал, является лишь обобщением наблюдений детских психологов, педагогов и родителей.
Мы говорим: «Ноет», а на самом деле ребенок чувствует бессилие от того, что столкнулся с проблемой, с которой не может справиться.
Как помочь? Покажите малышу, что вы ему сочувствуете. Скажите, что расстраиваться, когда не получается – это вполне нормально. Предложите помощь и участие. Или просто обнимите.
Мы говорим: «Ведет себя как командир, все контролирует». Это поведение говорит о том, что ребенок тревожится об удовлетворении своих потребностей. Переживает, что мама передумает идти гулять, или ему не купят обещанную игрушку, или бабушка не придет в гости и т.д.
Как помочь? Всегда обещайте только то, что можете выполнить. О запланированных мероприятиях, рассказывайте только когда удостоверитесь, что они состоятся. Рассказывайте, что и в какой половине дня вы будете делать.
Мы говорим: «Не хочет дружить с братиком/сестричкой. Постоянно соперничает и пытается причинить вред». А это значит, что ребенок хочет почувствовать свою значимость, как его любят, ценят, как он нужен и важен. Так же это свидетельствует о его ощущении недостатка теплого общения с родителями.
Как помочь? Большинство родителей стараются «равномерно» распределять внимание между детьми, занимаясь общими делами всем вместе. Однако эта стратегия не всегда себя оправдывает. Более удачный вариант – выделять время в течение дня для того, чтобы побыть наедине с каждым из детей. И даже тогда, когда в семье появился новорожденный, у старшего ребенка должен быть только его личный час-два с мамой. Младшим в это время занимается папа или присматривают другие члены семьи.
Мы говорим: «Ты что оглох? Не слышишь, что я тебе говорю?!». «Оглушение» или «окаменение» – это защитная реакция психики на угрожающее внешнее воздействие. В это время ребенок может переживать неуважение и непонимание его чувств, ведь вы пытаетесь прервать какой-то важный для него процесс.
Как помочь? Поинтересоваться, сколько еще времени ребенку нужно прежде, чем он перейдет к выполнению нового действия. Если, в вашем представлении, он хочет заниматься своими делами слишком долго, найдите компромиссное решение.
Мы говорим: «Чего ты возмущаешься?». Бунтарское поведение зачастую указывает на то, что ребенок хочет почувствовать себя более уверенным, компетентным, сильным.
Как помочь? Спрашивайте мнение своей крохи, попросите совета, доверьте выполнение какого-либо посильного задания.
Мы говорим: «Ты меня вообще ни во что не ставишь!». Пренебрежительным поведением дети показывают, что не чувствуют достаточной эмоциональной близости с родителем. Так они говорят: «Если тебе не до меня, то и я сделаю тебе больно своим непослушанием!»
Как помочь? Просто помните, что важнее дел, чем любить своего ребенка, интересоваться его мечтами, планами, страхами, нет. Вы для ребенка – целая Вселенная. Если он будет уверен в вашей любви и поддержке, для не будет невозможного в дальнейшей жизни.
Уважаемые родители, это лишь ориентиры, которые помогут вам понять, что поведение ребенка сигнализирует о проблеме. Но только вы знаете, чего на самом деле хочет ваш ребенок и как дать ему желаемое.